Рекомендуем

Что такое лямбда-зонд

Что такое лямбда-зонд

Что такое лямбда-зонд

Лямбда-зонд или датчик кислорода - это один из основных датчиков в системе питания инжекторных авто, который с нашим качеством топлива может создать вам немалые проблемы.

Назначение

Располагается датчик кислорода (он же лямбда зонд, он же ДК) в системе выхлопа автомобиля перед каталитическим нейтрализатором (катализатором), и измеряет качество топливовоздушной смеси. Также на современных моделях, соответствующих экологическим нормам Евро 3, имеется еще один лямбда-зонд, расположенный на выходе из катализатора. Он контролирует эффективность работы катализатора.

Назначение датчика кислорода который расположен перед катализатором заключается в том, что бы предоставлять блоку управления двигателем данные об оставшемся кислороде O2 в выхлопных газах авто, позволяющие определить качество сгорания топлива. Сделано это потому как, катализатор работает только в узком диапазоне качества смеси, обеспечить которое возможно только отследив точное количество воздуха, примерно 14,7 частей на 1 часть топлива. Лямбда-зонд в этих системах выполняет функцию контролера в выпускном тракте.

Основной причиной поломки датчика кислорода является нагар, в следствии которого засоряются чувствительные электроды. Загрязнение может быть вызвано некачественным бензином, перебоями в работе системы зажигания, также при работе автомобиля на газу, в следствии неправильной настройки качества смеси. Не редко могут вызвать нарушения в работе или полный отказ лямбда-зонда обрыв или замыкание проводов электроцепи датчика.

По каким признакам можно определить неисправность датчика:

 - нестабильный или плавающий холостой ход;

 - резкое увеличения расхода топлива;

 - ухудшение разгонной динамики автомобиля.

Примерный срок службы лямбда-зонда в нормальных условиях:

 - без подогрева чувствительных элементов – 50-80 т.км

 - с подогревом – 100 т.км

 - для кланарных – 160 т.км

Сам по себе датчик ремонту не подлежит, однако наши местные умельцы могут предложить вам как вариант промыть электроды датчика в ортофосфорной кислоте, и иногда это оправдано, так как датчик относительно дорогой, ввиду использования в его конструкции дорогостоящих редкоземельных металлов, а ремонт обойдется вам в 100-200 грн.

Зачем контролировать исправность лямбда-зонда:

- рабочий датчик сэкономит вам до 20% топлива

- уменьшения токсичности выхлопных газов авто

- катализатор отработает заявленный пробег

- динамика вашего авто остается неизменной

Диагностируется лямбда зонд с помощью авто сканнера или обычного вольтметра. При прогретом двигателе на холостом ходу выходное напряжение сигнального провода датчика должно колебаться от 0,1 до 1V с периодичностью около одной секунды. Производители лямбда-зондов рекомендуют делать проверку ДК и топливных форсунок каждые 30-40 т. км пробега. Лямбда зонд начинает корректно работать после его разогрева до 300°С, поэтому диагностика на холодном двигателе не даст вам никаких результатов. Более точные показания сигнала вы получите при помощи авто сканнера или осциллографа. Далее можно измерить сопротивление подогревателя датчика, если таковой имеется. При разъединенном штекере и комнатной температуре мультиметр должен показать вам сопротивление в районе 2-14 Ом ( согласно данным от производителя). Затем проверяем напряжение на проводах нагревателя, на подсоединенном датчике и включенном зажигание оно должно быть не менее 11V. Если показания ниже, необходимо проверить проводку к датчику и состояние аккумулятора.

Рассмотрим нюансы монтажа ДК

Лямбда-зонд должен устанавливаться и демонтироваться специальным инструментом, в случае отсутствия оного есть вероятность повредить датчик и сэкономленные на СТО деньги могут вам выйти боком. Если ДК устанавливается повторно резьбу необходимо обработать пастой для резьбовых соединений, иначе нормально снять его в дальнейшем не получиться, так как из-за высоких температур резьба прикипит. Обычно новые датчики уже обработаны и готовы к монтажу. При вкручивании датчика необходимо прикладывать определенное усилие, в этом вам поможет динамометрический ключ с моментом затяжки 40-60 Нм. При установке лямбда зонда нужно исключить его падения и удары, можно просто на просто испортить дорогостоящий прибор! Так как ДК использует воздух по каналам из своего разъема, его нельзя обрабатывать никаким спреем или смазкой, при мойке двигателя или днища автомобиля необходимо тщательно изолировать разъем.

P.S Добавлю от себя) для корректной работы лямбда зондов и остальных систем питания двигателя хоть иногда нужно давать 100% полную нагрузку (педаль в пол!) и тогда любой нагар и любые отложения вылетят в выхлопную трубу!